Утвержден учредительным I Съездом
Профсоюза 27 сентября 1990 г.
Изменения и дополнения внесены
II Съездом Профсоюза 4 апреля 1995 года,
III Съездом Профсоюза 5 апреля 2000 года,
V Съездом Профсоюза 5 апреля 2005 года,
VI Съездом Профсоюза 31 марта 2010 года
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое положение Профсоюза
1. Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз) – общероссийская, добровольная, общественная, самоуправляемая, некоммерческая организация, объединяющая членов Профсоюза – работников, связанных общими профессиональными, социальными и трудовыми интересами по роду их деятельности в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления в сфере образования, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки любых организационно-правовых форм и форм собственности, и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования (далее - организация системы образования).
Профсоюз осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации.
2. Сокращенное наименование Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации - Общероссийский Профсоюз образования.
Наименованиенаанглийскомязыке: полное - Education and Science Employees’ Union of Russia, сокращенное – EDUPROF.
3. Профсоюз действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, настоящим Уставом.
4. Профсоюз самостоятельно разрабатывает и утверждает Устав, Общее положение о территориальной организации Профсоюза, Общее положение о первичной профсоюзной организации, Положение о контрольно-ревизионных органах Профсоюза, свою структуру, определяет цели, формы и методы деятельности, образует профсоюзные органы, созывает съезды, конференции, собрания и проводит другие мероприятия.
Приложение
к постановлению
VI Съезда Профсоюза
от 31марта 2010 г. № 6
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2010 - 2015 годы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз) подтверждает преемственность курса, выработанного предыдущим Съездом Профсоюза, по сохранению единого образовательного пространства и доступности качественных образовательных услуг, недопущению необоснованного сокращения сети и кадрового персонала образовательных учреждений, а также по повышению социального статуса педагогических работников.
Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости.
Отвечая на вызовы времени, Профсоюзу наряду с решением традиционных вопросов необходимо обрести новый опыт взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, направленного на развитие и расширение социального диалога с государственными и общественными институтами в решении возникающих задач по реализации определенных стратегических направлений в сфере образования.
Профсоюз сегодня не просто формальное профессиональное объединение, а общероссийское объединение учителей, воспитателей, преподавателей, ученых, инженерно-технических работников, мастеров производственного обучения и обучающихся с активной гражданской позицией и убеждениями, способных конструктивно, творчески и ответственно совершенствовать и укреплять позиции организации в обществе, отстаивать свои интересы в открытом и принципиальном диалоге с властью.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
1. развитие и совершенствование деятельности Профсоюза;
2. повышение способности профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования;
3. консолидация усилий всего профессионального сообщества на достижение необходимого результата по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социально-экономических прав студентов.
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
-
глобализация и открытость системы образования, отвечающая запросам российского и международного рынков труда;
-
необходимость обеспечения инновационного характера развития (модернизации) всех уровней образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
-
изменение правового положения образовательных учреждений, принципов управления в системе образования, внедрение рыночных механизмов в сферу образования;
-
введение новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, направленной на создание стимулов к качественному и результативному труду;
-
переход к уровневой системе подготовки кадров, создание многопрофильных и многоуровневых образовательных учреждений профессионального образования;
-
формирование современного кадрового потенциала, конкурентного рынка труда в сфере образования с учетом демографических изменений и оптимизации численности работников и сети образовательных учреждений;
-
создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров, в том числе педагогических;
-
реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
-
формирование и внедрение нового поколения образовательных стандартов и механизмов контроля качества образовательных услуг с участием обучающихся, работодателей и профессионального сообщества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗА:
Развитие конструктивного социального диалога организаций Профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, направленного на:
-
Участие в реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования и сохранении единого образовательного пространства;
-
Повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала образовательных учреждений;
-
Создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции, новых требованиям к качеству и условиям подготовки обучающихся;
-
Содействие формированию здорового образа жизни работников образования.
-
Содействие становлению и развитию системы государственно-общественного управления образованием, взаимодействие с институтами гражданского общества.
-
Укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение качества работы профсоюзных организаций всех уровней.
-
Повышение уровня корпоративной и правовой культуры, активности членов Профсоюза, профессионализма и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза.
-
Формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве.
-
Развитие международного сотрудничества в рамках профсоюзного движения и изучение опыта деятельности родственных профсоюзов для внедрения в практику профсоюзной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА:
1. Обеспечение участия в реализации следующих приоритетных задач государственной политики в сфере образования:
-
реализация социально значимых проектов в сфере дошкольного, общего и профессионального образования, включая педагогическое в целях совершенствования кадрового потенциала сферы образования;
-
реализация планов действий Правительства Российской Федерации, региональных планов действий по модернизации дошкольного, общего и профессионального образования в 2010 году и на 2011-2015 годы, в том числе в рамках ФЦПРО, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
-
подготовка проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования с учетом их ресурсного наполнения, включающих нормы оплаты труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, требования к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг и др.;
-
формирование механизмов и единых критериев общественно-профессиональной оценки качества и результатов педагогического труда;
-
введение нового порядка аттестации педагогических работников;
-
создание моральных и материальных стимулов для привлечения в сферу образования молодых учителей, воспитателей;
-
введение новых систем оплаты труда педагогических работников;
-
внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников;
-
инициирование и поддержка введения в практику законотворческой деятельности государственных органов власти обязательной социальной экспертизы законопроектов;
-
организация и проведение мониторингов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, связанных с оценкой качества и условий труда педагогических работников, оснащения рабочих мест, соблюдения требований к объему, качеству и срокам предоставления образовательных услуг.
2. Повышение социального статуса работников образования и обучающихся, для чего добиваться
-
повышения престижности педагогического труда;
-
достижения уровня заработной платы педагогических работников, конкурентоспособного на рынке труда;
-
утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования, устанавливаемых с учётом социальной значимости и ответственности их труда;
-
недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам образования, а также преодоления причин нарастания этой задолженности;
-
усиления внимания федеральных и региональных органов исполнительной власти к проблемам профессионального становления, социально-экономической и правовой поддержки молодых учителей, преподавателей и воспитателей;
-
реализации права педагогических работников на периодическое повышение квалификации с предоставлением им права выбора формы повышения квалификации, а также установления порядка финансирования переподготовки педагогических кадров за счет бюджетных средств;
-
разработки и реализации органами власти всех уровней, образовательными учреждениями комплексов мер в области содействия занятости, подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников в условиях реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений с целью недопущения необоснованного массового сокращения педагогических и других работников;
-
повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников и обучающихся;
-
сохранения действующих социальных льгот и гарантий работников образования и обучающихся;
-
установления системы льгот и гарантий работникам образования по предоставлению жилья (при ипотечном кредитовании, льготных ссуд и безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья);
-
сохранения порядка досрочного назначения педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
-
развития и укрепления системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования на основе НПФ «Образование и наука»;
-
привлечения работодателей системы образования к софинансированию дополнительного пенсионного обеспечения работников образования в соответствии с соглашениями и коллективными договорами;
-
привлечения работников образования к массовому участию в государственной программе софинансирования накопительной части их трудовой пенсии;
-
совершенствования институциональных условий для развития социальной поддержки членов Профсоюза, на основе создания новых и укрепления действующих фондов социальной поддержки в том числе кредитных потребительских кооперативов на уровне территориальных профсоюзных организаций для массового льготного кредитования членов Профсоюза;
-
совершенствования социально-экономической и правовой защиты студентов, законодательного закрепления минимального размера стипендии на уровне минимального размера оплаты труда;
-
формирования и реализации системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов;
-
решения проблем вторичной занятости студентов, трудоустройства и их адаптации к рынку труда;
-
улучшения социально-бытовых и жилищных условий обучающихся;
-
сохранения санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, вузовских поликлиник.
3. Юридическая защита прав и интересов членов Профсоюза на основе:
-
участия в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и обучающихся;
-
развития и расширения практики проведения общепрофсоюзных и региональных тематических проверок для осуществления масштабного мониторинга соблюдения трудового законодательства и разъяснительной работы по применению законодательства, повышения уровня правовых знаний, профилактического и правозащитного эффекта контрольных мероприятий;
-
совершенствования механизма взаимодействия с государственными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства Российской Федерации в области образования на всех уровнях;
-
поиска, поддержки и обеспечения реализации на всех уровнях профсоюзной структуры инновационных форм правовой работы, направленных на повышение результативности правовой защиты;
-
повышения качества и расширения спектра предоставляемых юридических услуг членам Профсоюза;
-
систематического обучения профсоюзного актива с целью повышения правовой грамотности;
-
широкой популяризации результатов правозащитной работы и усиления пропаганды правовых знаний.
4. Защита прав и интересов членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья на основе:
-
повышения эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и здоровья;
-
обеспечения контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда образовательных учреждений;
-
учёта в нормативах финансирования образовательных учреждений всех типов и видов затрат на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечение работников спецодеждой и другими средствами защиты, лечебно-профилактическим питанием, проведение медицинских осмотров, осуществление компенсационных выплат работающим во вредных и опасных условиях труда;
-
введения в штаты образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней специалистов по охране труда;
-
совершенствования форм взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер по защите прав членов профсоюза на охрану труда;
-
содействия организации отдыха и оздоровления членов Профсоюза.
5. Развитие социального диалога и социального партнерства:
-
совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательных учреждений;
-
повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;
-
разработка и апробация инструментария мониторинга эффективности соглашений и коллективных договоров, создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства.
6. Институциональное и кадровое укрепление Профсоюза:
совершенствование нормативной базы внутрисоюзной работы, обеспечивающей эффективность и дальнейшую модернизацию структуры Профсоюза рациональное распределение полномочий.